ТУ и СТО. Домыслы и реальность

https://proxy.imgsmail.ru/?h=KerQ-HXBXjn81F8CWsix1A&e=1414992928&url171=d3d3LnNtc3VuaW9uLm5ldC93cC1jb250ZW50L3RoZW1lcy9zbXN1bmlvbi9pbWcvZm9vZDIwMDAvZW1wdHkuZ2lm

Уважаемые коллеги!

В настоящее время нам стали часто задавать вопросы о правомочности работы пищевого предприятия по ТУ, о замене ТУ на СТО. Приводим статью из журнала Стандарты и Качество: 01.01.2014 г, рубрика: Стандартизация. Автор статьи (Юрий Наумович БЕРНОВСКИЙ – Кандидат технических наук, старший научный сотрудник ФГПУ «СТАНДАРТИНФОРМ») подробно отвечает на все возникающие вопросы.

Прочитав статью можно сделать вывод: ТУ по-прежнему являются рабочим нормативно-техническим документом. Официальной отмены ТУ на территории РФ не планируется. Массово переходить на работу по СТО не имеет смысла. ТУ для пищевого предприятия более удобный и качественный документ в отличие от СТО.

ТУ и СТО: ДОМЫСЛЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

• В каких случаях разрабатывают технические условия (ТУ)?
• Какие требования устанавливают ТУ?
• Так ли необходимы ТУ?
• Кто может быть собственником ТУ и стандарта организации (СТО)?
• Нужна ли экспертиза ТУ и какие организации смогут ее проводить?

В журнале «Стандарты к качество» (№ 7 за 2013 г.) в рубрике "Почта редакции» была опубликована статья Б.П. Боларева и Г.Р. Рыбаковой, доцентов Сибирского федерального университета Торгово-экономического института (Красноярск) под названием «ГОСТ, СТО или ТУ?» и подзаголовком «Думайте сами».
Авторы считают, что «выпуск продукции по ТУ следует рассматривать как обман потребителя, согласованный с государственными контрольно-надзорными органами». С этим утверждением нельзя согласиться, так как около 85% отечественной продукции выпускается по ТУ, общее число которых составляет несколько сот тысяч. Получается «сплошной обман», что не соответствует действительности. Следует напомнить авторам статьи, что правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения ТУ на продукцию (изделия, материалы, вещества и пр.) установлены ГОСТ 2.114—95 «Единая система конструкторской документации. Технические условия».
В п. 3.4 стандарта указано: «Требования, установленные в ТУ, не должны противоречить требованиям государственных (межгосударственных) стандартов, распространяются на эту продукцию». В разд. 5 «Согласование и утверждение технических условий» определено, что «ТУ подлежат согласованию на приёмочной комиссии, если решение о постановке продукции на производство принимает приемочная комиссия». Далее установлено, что "разработчик согласовывает TУ с заказчиком (потребителем)" и что ТУ подлежат согласовании с органами государственного контроля и надзора, Общие требования к разработке и оформлению технических условий на пищевые продукты ГОСТ Р 51740—2001 были разработаны по инициативе в то время руководителя Госстандарта Г.П. Воронина в целях реализации Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Стандарт устанавливает, что ТУ разрабатывают в следующих случаях:
* при отсутствии государственного стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р) или межгосударственного стандарта (ГОСТ), действующего в РФ вида «общие технические условия» (СТ ОТУ) или технических условий (ТУ);
* при наличии государственного стандарта вида СТ ОТУ или ТУ, когда изготовителю необходимо уточнить или дополнить требования к конкретному пищевому продукту.
Следует напомнить уважаемым доцентам, что, в отличие от ГОСТ, которые устанавливают общие требования к группам однородной продукции, ТУ устанавливают требования к конкретной продукции (маркам, типам, исполнениям, артикулам и т.д.) и являются документом, на который дается ссылка в договоре на поставку, делающая все требования ТУ обязательными (арбитражными).
П. 3.7 ГОСТ Р 51740-2001 декларирует, что «требования, установленные в ТУ на пищевые продукты, должны соответствовать законам Российской Федерации, требованиям других нормативных правовых актов РФ, государственных стандартов, санитарных и ветеринарных правил и норм».
В разделе «Порядок согласования, утверждения и регистрации ТУ на пищевые продукты» установлено, что «ТУ на пищевые продукты перед их утверждением подлежат обязательному согласованию с территориальными органами исполнительной власти по государственному санитарно-эпидемиологическому и ветеринарному надзору (для продуктов животного происхождения), а также с территориальными органами исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации, метрологии и сертификации».
Таким образом, в ТУ разработанных в соответствии с указанными стандартами и прошедших предусмотренные согласования, никакого обмана потребителей не должно быть.
Однако, если при экспертизе ТУ разработчику указывают на несоответствие требованиям стандартов, то разработчик ссылается на Федеральный закон «О техническом регулировании" (далее - ФЗ), согласно которому стандарты являются добровольными для применения, включая ГОСТ 2.114 и ГОСТ Р 51740.
Следует напомнить авторам статьи, что, видимо, не желая отвечать за «творчество» недобросовестных разработчиков ТУ, Роспотребнадзор перестал проводить экспертизу ТУ, что привело к снижению уровня требований к качеству и безопасности пищевых продуктов. Если к этому добавить, что контроль организации может проводиться не чаще одного раза в три года, то можно констатировать, что государство, долженствующее защищать нашу безопасность, уклоняется от этой обязанности, свидетельством чему служат многочисленные сообщения о массовых отравлениях.
Руководящая установка «не надо кошмарить бизнес» привела к тому, что бизнес «кошмарит» нас. Как показывает зарубежная практика (в Германии, Франции и других странах), за нарушение требований к качеству и безопасности продукции налагаются большие штрафы и закрываются организации.
В ФЗ, действительно, не упоминается документ «технические условия» как документ по стандартизации. Однако изменением от 21 июня 2011 г.(№255-ФЗ) в ст. 24 «Декларирование соответствия» внесено положение, говорящее что «при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательные материалы... В качестве доказательных материалов используются техническая документация, результаты собственных испытаний и измерений...»
Далее указано, что техническая документация должна содержать:
*«основные параметры и характеристики продукции, а также ее описание в целях оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов;
*описание мер по обеспечению безопасности продукции на одной или нескольких стадий проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации».
Практически речь идет о содержании технических условий на продукцию.
ФЗ не предусматривает не только ТУ, но и конструкторскую, технологическую, товаросопроводительную и другую документацию, но это не значит, что он их отменяет.
Каждый год в стране разрабатывается около 20 тыс. новых ТУ, что позволяет сделать вывод, что это нужный документ.
На совещании в Росстандарте, посвященном обсуждению вопроса отражения ТУ и СТО в проекте закона «О стандартизации», было отмечено, что в черной металлургии действует около 1500 ТУ, требования многих из которых гармонизированы с международными стандартами и превосходят по характеристикам требования ГОСТ и ГОСТ Р.
Было также отмечено, что на ТУ даны ссылки в сотнях тысяч конструкторских и технологических документов, которые могут действовать в течение 20, 30 и более лет, и что ТУ для российских организаций является традиционным документом. Что касается оборонной промышленности, то практически вся поставляемая в армию продукция выпускается по ТУ, включая пищевые продукты.
Авторы статьи утверждают, что документ «Стандарт организации» (СТО) соответствует принципам и целям стандартизации, для которого предусмотрены процедуры экспертизы их проектов.

ОТСУТСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ВЫГОДНО НЕДОБРОСОВЕСТНЫМ ИЗГОТОВИТЕЛЯМ, СПОСОБСТВУЕТ УВЕЛИЧЕНИЮ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ НИЗКОГО КАЧЕСТВА И ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ. МАЛОВЕРОЯТНО, ЧТО НАДЛЕЖАЩЕЕ КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ МОЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ РАЗРЕШАЯ ИЛИ НЕ РАЗРЕШАЯ КАКИЕ-ЛИБО ДОКУМЕНТЫ.

В ст. 17 ФЗ установлено, что «стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в ст. 11 (общие цели стандартизации), для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования, полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработки».
Здесь следует обратить внимание на положение «могут разрабатываться», которое предполагает, что могут и не разрабатываться. Кроме того, согласно ФЗ, как на любой документ по стандартизации, на СТО распространяется принцип добровольного применения, что не соответствует сложившемся практике.
Во многих организациях действуют следующие документы:
• методические указания;
• методики измерении;
• руководящие документы;
• распоряжения;
• инструкции и т.д.
При этом они являются документами, обязательными для исполнения, поскольку их утверждает руководитель организации. Возникает вопрос, какой руководитель будет утверждать документ, не обязательный для исполнения подчиненными? Ему что, делать нечего?
Согласно ст. 17, порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены СТО устанавливается организациями самостоятельно, но с учетом ст. 12, в которой представлены такие неопределенные принципы стандартизации, как:
• принцип максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
• принцип обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
В части экспертизы СТО указано, что «проест СТО может представляться» (а может и не представляться) разработчиком в технический комитет (ТК) по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы проекта СТО технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляют разработчику проекта СТО.
Если учесть, что ТК является общественными организациями, куда заинтересованные предприятия делегируют специалистов для участия в разработке и обсуждении стандартов, то возникает много вопросов.
Действительно, бесплатно проводить экспертизу никто не будет. Ее может провести один из членов ТК за плату.
В таком случае почему ТК должен рассматривать экспертизу, проведенную одним из его членов, за плату? Жизнь показала, что это совершенно неработоспособная конструкция.
Необходимо отметить, что ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации, Стандарты организаций, Общие положения» значительно расширил положения ФЗ, установив в п. 4.2, что СТО могут разрабатываться на применяемую в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в нем услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок.
Закон РФ «О стандартизации» 1993 г. ввел понятие «стандарт предприятия», который устанавливает требования к внутренней деятельности предприятий. Например, СТП «Система качества», СТП «Правила приемки комплектующих изделий» и т.д.
СТП были практически аналогом фирменных стандартов, используемых в зарубежной практике и являющихся непубличными документами, поскольку могут содержать секреты фирмы.
На выпускаемую продукцию разрабатывались ТУ, являющиеся аналогом технических спецификаций (technical specifications), которые являются публичным документом, устанавливающим всесторонние требования к продукции, поставляемой заказчику.
Грамотный заказчик (продавец) в договоре на приобретение указывает, что изготовитель обязуется предоставить ему ТУ, в которых установлены:
• область применения продукции;
• потребительские характеристики;
• требования по обеспечению безопасности;
• требования по обеспечению охраны природы;
• правила упаковки и маркировки;
• правила приемки и методы контроля;
• правила транспортирования и хранения;
• правила применения (эксплуатации);
• гарантии изготовителя.
Указанная информация ТУ необходима потребителю для компетентного выбора продукции, проведения ее контроля и безопасного применения. В ТУ не должно быть никаких секретов, и только недобросовестные изготовители скрывают содержание ТУ.
С предложением авторов о переименовании ГОСТ Р 51740 в «Стандарт организации на продовольственные товары животного, растительного и комбинированного происхождения. Общие требования к разработке и оформлений» я, как разработчик, категорически не согласен, так как стандарт действует с 2001 г. и показал свою практическую необходимость.

СЛЕДУЕТ НАПОМНИТЬ АВТОРАМ СТАТЬИ, ЧТО, ВИДИМО, НЕ ЖЕЛАЯ ОТВЕЧАТЬ ЗА «ТВОРЧЕСТВО» НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ РАЗРАБОТЧИКОВ ТУ, РОСПОТРЕБНАДЗОР ПЕРЕСТАЛ ПРОВОДИТЬ ЭКСПЕРТИЗУ ТУ, ЧТО ПРИВЕЛО К СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ.

а термин «пищевые продукты» широко используется в зарубежных и отечественных документах, в том числе в Федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и недавно принятом ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).
Предлагаемое наименование ГОСТ Р 51740 не охватывает всю пищевую продукцию, например, питьевую воду, пищевую соль, пищевую соду и многие добавки к пище.
Авторы статьи не предлагают изменить текст стандарта, подтверждая тем самым требования к написанию ТУ, которые формально предлагается заменить СТО. Привлекательность СТО для недобросовестных изготовителей состоит в том, что их не надо ни с кем согласовывать. Практика показывает, что после снятия Роспотребнадзором необходимости согласования ТУ, число разрабатываемых СТО резко уменьшилось.
В рассматриваемой статье представлена таблица, в которой приведено сравнение характеристик ТУ (существующее положение дел) и СТО (при внесении изменений в соответствующие документы) по установленным авторами параметрам оценки документа.

Соответствие цепям и принципам стандартизации.
В статье утверждается, что ТУ целям и принципам не соответствуют и находятся за пределами ТР, а СТО — соответствуют и находятся в сфере ТР.

Мнение автора: это чисто формальная оценка. Фактически ТУ являются в большей степени документами по стандартизации, так как имеют стандартную форму и содержание. Реально немногочисленные СТО на продукцию являются ТУ.

Цель разработки. В статье утверждается, что целью разработки ТУ является максимальная выгода, а целью СТО - реализация целей организации.

Мнение автора: в рыночных условиях стремление к максимальной выгоде является естественным. Ради этого создается конкурентоспособная продукция, в этом залог прогресса. Возможность оперативного внесения изменений в ТУ позволяет учитывать достижения науки и техники и не может быть отнесена к недостаткам документа. Реализация целей стандартизации должна осуществляться через национальные стандарты, а не через самодеятельность в виде СТО.

Открытость для потребителя. В статье утверждается, что ТУ - закрытый документ, а СТО - открытый, его содержание публикуется аналогично ГОСТ.

Мнение автора: ТУ - публичный документ. Заказчик имеет возможность получить ТУ при заключении договора на поставку продукции. Информация о ТУ публикуется в информационных указателях ТУ и имеется в каталожных листах продукции, часть из которых представлена в сети Интернет. Хотелось бы знать, где публикуется содержание СТО и почему СТО не должны публиковаться.

Разработчик и собственник документа. Авторы утверждают, что собственником ТУ и СТО является производитель товара.

Мнение автора: собственникам ТУ является держатель подлинника. Многие отраслевые институты разрабатывают и продают ТУ. Например, Всероссийский научна-исследовательский институт молочной промышленности имеет около 320 ТУ и продает их организациям, оставаясь держателем подлинника ТУ. СТО могут разрабатывать не только производители товара, а любые организации, банки, страховые компании, библиотеки и т.п.

Согласование с потребителем. В статье авторы утверждают, что требования ТУ не согласовываются с потребителем, а требования СТО согласовываются по правилам стандартизации.

Мнение автора: уважаемые господа доценты, очевидно, не держали в руках ТУ, где на стандартном титульном листе в левой части предусмотрено место для согласований. Что касается СТО, то они не имеют стандартного титульного листа и стандартного содержания.

Возможность рассмотрения исков по качеству и безопасности в суде. Авторы утверждают, что иски по ТУ не могут быть рассмотрены, а иски по СТО должны рассматриваться как ГОСТ.

Мнение автора: как отмечалось выше, в договорах на поставку продукции дается ссылка на ТУ, по которым она поставляется. В области применения ТУ пишется стандартная фраза, например: «При заказе и в других документах писать «Сыр мягкий «Кудесник» по ТУ 9225-023-051475441» (Красноярский край, пос. Шушенское). Потребитель (база, магазин, покупатель) может обратиться в суд с претензиями к качеству и безопасности продукта. Хотелось бы понять, почему иски по СТО должны рассматриваться как ГОСТ, где это установлено? - ведь ГОСТ является добровольным для применения.

Внесение изменений в документ разработчиком. В статье утверждается, что разработчик может вносить в ТУ изменения произвольно, а в СТО только «по правилам стандартизации».

Мнение автора: требования к изменениям ТУ, их согласование и правила внесения регламентированы стандартами, например, ГОСТ 2.503-90 «ЕСКД. Правила внесения изменений», а изменения в ТУ на пищевые продукты регламентированы ГОСТ Р 51740. Хотелось бы понять, что значит «внесение изменений в СТО по правилам стандартизации», поскольку СТО не ГОСТ.
ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ТУ НА ПРОДУКЦИЮ (ИЗДЕЛИЯ, МАТЕРИАЛЫ, ВЕЩЕСТВА И Пр.) УСТАНОВЛЕНЫ ГОСТ 2.114-95 «ЕДИНАЯ СИСТЕМА КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ».

Государственная регистрация. В статье утверждается, что государственная регистрация обязательная для ТУ только на пищевые продукты, на остальную продукцию - в добровольном порядке. На все же виды продукции по СТО - государственная регистрация по правилам стандартизации.

Мнение автора: государственной регистрации ТУ и СТО не существует, Регистрационный номер ТУ и СТО присваивает сам разработчик. На продукцию, выпускаемую по ТУ или любому другому документу, центры стандартизации и метрологии регистрируют каталожные листы продукции, на основе которых формируются региональные базы данных продукции и банк данных «Продукция России».

Нахождение в правовом поле. В статье утверждается, что ТУ нарушают требования федеральных законов «Об обеспечении единства измерений», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании», а СТО соответствует всем законам.

Мнение автора: на ТУ имеются ссылки в Уголовном кодексе, Гражданском кодексе, во многих законах, в технических регламентах Таможенного союза, в ФЗ в виде технической документации. СТО не соответствует законам, поскольку этот документ, как было показано выше, может не разрабатываться и является добровольным.

Государственный контроль и надзор. В статье утверждается, что для ТУ контроль эпизодический, а для СТО — плановый, один раз в три года.

Мнение автора: согласно законодательству, контроль должен осуществляться не чаще одного раза в три года независимо от вида документа, по которому производится и поставляется продукция. Отсутствие государственного контроля выгодно недобросовестным изготовителям, способствует увеличению выпуска продукции низкого качества и повышенной опасности. Маловероятно, что надлежащее качество и безопасность можно обеспечить разрешая или не разрешая какие-либо документы.
Анализ сгущенного молока шести заводов центрального региона показал, что в его составе около 70% растительных жиров. При этом на этикетке было указано «Молоко сгущенное с сахаром по ГОСТ Р 53436-2009». А московские бабушки ищут сгущенку «Рогачевскую» белорусского производства, поскольку она не «пальмовая». Тысячи людей отравились так называемой паленой водкой, на этикетке которой указан ГОСТ Р 51355.
В заключение авторы статьи предлагают прекратить выпуск товаров по ТУ, считать продукцию, выпущенную по ТУ, нестандартной и запретить подтверждать соответствие этой продукции. Такие категоричные предложения, основанные на домыслах авторов, совершенно не учитывают современных реалии, тем более что на страницах журнала вопросы СТО и ТУ обсуждались многократно.
Авторы наивно полагают, что с заменой ТУ на СТО что-то изменится. Причина не в названии документа, а в отсутствии контроля со стороны государственных органов, которые должны следить за качеством и безопасностью продукции и выявлять недобросовестных изготовителей.
В настоящее время проект федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации» передан в Правительство РФ для одобрения м представления в Государственную Думу.
В процессе его разработки широко обсуждался вопрос применения СТО и ТУ Специалисты разных отраслей активно выступали за сохранение ТУ как документа, устанавливающего требования к качеству и безопасности конкретной продукции, и методам ее контроля.
Предлагалось также установить в законе, что требования к продукции в ТУ должны соответствовать требованиям технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил и что за соблюдение этих требований в ТУ ответственность несет разработчик. Эти требования, изложенные в стандартах, не работают, так как применение стандартов считаются добровольным.
Такая норма закона будет способствовать повышению ответственности разработчиков ТУ за качество и безопасность конкретной продукции и предоставит органам контроля и надзора возможность выявлять документы, игнорирующие требования установленных государством нормативов. К сожалению, в проекте закона «О стандартизации в РФ» вопросы контроля и надзора за качеством и безопасностью продукции не нашли отражения.
В качестве превентивных мер по недопущению на рынок опасной продукции низкого качества предлагается ввести экспертизу ТУ на соблюдение в них государственных нормативов, представленных в законах, технических регламентах и национальных стандартах. Такую экспертизу могут провести отраслевые институты и центры стандартизации, метрологии и испытаний во всех субъектах Российской Федерации, имеющие специалистов в области стандартизации, метрологии и сертификации, фонды нормативно-правовых документов, национальных стандартов, а также метрологическую базу для контроля продукции.
Хочется отметить, что призыв «думайте сами» применительно к вопросу ГОСТ, СТО или ТУ звучит несколько странно, поскольку связан с документами по стандартизации, которые предполагают установление положений для всеобщего и многократного использования (Руководство 2 ИСО/МЭК), которые «думай, не думай», а выполнять надо.

КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ЗАВИСЯТ НЕ ОТ ВИДА ДОКУМЕНТА, А ОТ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ И ОТ ЖЕСТКОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА, ЗАЩИЩАЮЩЕГО ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН.

P.S. Автор из уважения к журналу и его читателям не употреблял резких выражении, хотя такое желание возникало при чтении статьи господ доцентов.

Юрий Наумович БЕРНОВСКИЙ – Кандидат технических наук, старший научный сотрудник ФГПУ «СТАНДАРТИНФОРМ»

Стандарты и качество: №1 2014 Рубрика: СТАНДАРТИЗАЦИЯ.

ул. Коминтерна, д. 1
Орехово-Зуево
Московская область
142608
Россия
Phone: 8 (496) 412-14-09