http://www.rostest.ru/news/83322/
Зачем будущим железнодорожникам метрология
12 Марта 2019
Орехово-Зуевский филиал ФБУ «Ростест-Москва» в очередной раз посетили студенты Железнодорожного техникума им. В.И. Бондаренко с ознакомительно-учебной экскурсией.
На железных дорогах России – на подвижном составе, в технических системах регулирования и обеспечения безопасности движения, а также в локомотивных депо, службах ремонта и обслуживании путевого хозяйства – задействовано порядка трех миллионов единиц средств измерений. На контрольно- измерительные операции уходит до 25% рабочего времени персонала.
Нет сомнений, что кем бы ни стал сегодняшний студент – машинистом локомотива, мастером КИПиА, дефектоскопистом, электромонтером по ремонту электросетей или каким-нибудь иным специалистом – ему обязательно придется иметь дело с измерениями. Точность и достоверность которых обеспечивает метрология!
Поэтому учебный план предусматривает обучение студентов всех специальностей основам метрологии. Понимая, как важно учащимся воочию увидеть те лаборатории и эталоны, о которых они узнают из лекций, метрологи всегда откликаются на просьбы организовать учебно-ознакомительную экскурсию.
Знакомство с учреждением традиционно начинается с посещения Метрологического музея. Здесь, к своему большому удивлению, экскурсанты, наряду с артефактами начала XVIII века, видят на вид вполне современные приборы 70-80 годов прошлого столетия. Ребятам поясняют, что требования к точности каждые 10-15 лет возрастают от 3 до 10 раз! И одна из задач экспозиции – показать стремительность обновления приборного парка, что является важнейшим условием перехода на технологии новых поколений.
Познакомившись с историей приборостроения, ребята совсем другими глазами смотрят на Эталоны нашего времени. Особый интерес учащиеся, естественно, проявляют к поверке тех приборов, с которыми им придется иметь дело на железной дороге уже в недалеком будущем. Это, в первую очередь, средства измерения электрических и теплотехнических величин, давления, массы. Ребятам рассказали, как проводится поверка весов для взвешивания железнодорожных вагонов (с точностью до 1 кг!) – в статике и динамике. Показали эталонное оборудование, на котором подтверждается точность счетчиков электроэнергии, воды, тепла, газа – тех, которые установлены в жилых домах, и тех, что обеспечивают достоверность учета ресурсов в промышленности, в том числе, на предприятиях железнодорожной отрасли.
В заключение метрологи ответили на такого рода вопросы: Где, кем и как изготавливаются эталоны? Чем они отличаются от просто очень точных приборов? Как сами проверяются на точность? Насколько быстро устаревают? Зачем прибор поверять, если знаешь, что он точный? Есть ли у поверенного прибора погрешность? И когда будет возможна онлайн поверка?
Уже по числу и сути вопросов можно сделать вывод, что ребят «зацепила» тема точных измерений, и в дальнейшем они вряд ли станут задаваться вопросом, зачем им, железнодорожникам, «какая-то» метрология!